Новости гильдии ЛАИН

Организация городского экологического каркаса: конфликт теории и практики

Лаборатория Smart Urban Nature и Гильдия ландшафтных инженеров провели круглый стол об организации городского экологического каркаса. Основной проблемой для обсуждения стал конфликт теории и практики.

Благоприятная экологическая обстановка и развитая зеленая инфраструктура в городе — предмет общественного консенсуса. Но в законодательстве понятия экологического каркаса нет, поэтому, когда дело доходит до практики, нередко землю выгодней отдать под застройку или дорогу.

Экологический каркас — это совокупность незастроенных и не покрытых искусственными материалами (например, асфальтом) городских территорий с растительным покровом. Экологический каркас в городе необходим для поддержания благоприятного экологического состояния городской среды, которое в свою очередь важно для физического и психического здоровья горожан.

Это называется «экосистемные услуги» — польза, которую приносит природа человеку. Основными экосистемными услугами городского экологического каркаса являются:

  • смягчение последствий глобального изменения климата;
  • создание условий для отдыха горожан;
  • создание культурной идентичности города и отдельных его районов;
  • уменьшение городского «острова тепла»;
  • регулирование дождевого стока;
  • регулирование скорости ветра;
  • очищение воздуха от пыли;
  • поглощение углекислого газа и выделение кислорода;
  • поддержание биоразнообразия городских животных и растений.
К зеленой инфраструктуре города относятся не только парки, бульвары и набережные. Это также озелененные территории дворов, школ, больниц, кладбищ, линий электропередач и других инженерно-технических зон, просто незастроенные резервные участки (пустыри). В общем, все зеленые территории, которые есть в городе. Возможно, в России скоро этот список пополнят территории зеленых крыш — большой резервный потенциал для города.

Конфликт теории и практики

Понятия «экологический каркас» не существует в градостроительстве. В градостроительных нормативах есть только «озелененные территории», «зеленые насаждения» и «особо охраняемые природные территории». Если с ООПТ все относительно неплохо, то с качеством озелененных территорий все не так просто. Дело в том, что развитием особо охраняемых природных территорий (заказников, национальных парков, заповедников) занимаются люди, имеющие специальное образование — биологи и экологи. Зеленые насаждения в городе планируют архитекторы и территориальные планировщики. То есть работой с зеленой инфраструктурой города, не относящейся к ООПТ, занимаются люди, не обладающие специальными знаниями о том, как должен функционировать целостный городской экологический каркас.

Кроме того, имеется некоторая двусмысленность в подсчете площади городских озелененных территорий: согласно своду правил «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (СП 42) на озелененной территории не менее 70% поверхности должно быть занято зелеными насаждениями. То есть фактически площадь городской зеленой инфраструктуры может быть на 30% меньше официально декларируемой (эти 30% будут заняты асфальтовыми дорожками, покрытыми резиной детскими площадками и т.п.).

Не учитывается состав зеленых насаждений: каких и сколько на территории деревьев, кустарников, травяного покрова. А это существенно и для управления городским микроклиматом, и для поддержания биоразнообразия. Например, сейчас в Москве с улиц почти полностью исчезли воробьи — это связано с тем, что в борьбе за достижение просматриваемости городского пространства в городе уничтожили существенную часть кустарниковой растительности, кроме того, большая часть территории покрывается рулонным газоном, где живет гораздо меньше насекомых, чем в разнотравье.

Существующие нормативы определяют озелененные территории как «часть территории природного комплекса, на которой располагаются природные и искусственно созданные садово-парковые комплексы и объекты — парк, сад, сквер, бульвар; территории жилых, общественно-деловых и других территориальных зон, не менее 70% поверхности которых занято зелеными насаждениями и другим растительным покровом» (СП 42). Это определение не включает такие важные черты экологического каркаса как связность, целостность, иерархичность зеленых элементов, которые позволят из отдельных деревьев и кустарников создать именно каркас, имеющий средостабилизирующее значение. Поэтому важно, чтобы в создании или реконструкции зеленой инфраструктуры города принимали участие специалисты, профессионально занимающиеся изучением функционирования городской природы и ее экосистемных услуг.


Как должен быть устроен экологический каркас

Мировой практикой выработан основной набор элементов экологического каркаса:

  • равномерно распределенные крупные городские парки;
  • зеленое кольцо города;
  • зеленые клинья, соединяющие окраину и городской центр;
  • водно-зеленый диаметр вдоль рек.
Кроме того, важно создать взаимосвязь между городскими и пригородными зелеными территориями, чтобы животные и птицы могли свободно перемещаться.

Российскими учеными были проанализированы актуальные генеральные планы Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Казани, Челябинска, Омска, Самары, Ростова-на-Дону, Уфы, Красноярска, Перми, Воронежа и Волгограда. В результате анализа исследователи пришли к выводу, что весь набор экосервисных функций зеленой инфраструктуры города не учитывается и не оценивается ни в одном из названных городов. Чаще всего упоминается рекреационная функция экологического каркаса. На втором месте — аэрация и очистка воздуха. В меньшей степени учитываются функция шумоизоляции и создания буферных зон. Противоэрозионные экосистемные услуги встречаются только в двух генеральных планах — Уфы и Казани, несмотря на то, что данная функция должна быть востребована всеми городами, расположенными на берегу реки или в степной зоне, где характерны высокие скорости оврагообразования или дефляции почв.

Экологический каркас — это не только парки. Это все незастроенные и не покрытые асфальтом или иными искусственными покрытиями городские территории. Они оказывают горожанам множество экосистемных услуг — от регулирования городского микроклимата до предотвращения подтопления территорий. Это значит, что при проектировании и реконструкции территорий важно учитывать не только рекреационное значение зеленых насаждений, но и его производящие, регулирующие и средостабилизирующие функции. Осмысленное формирование экологического каркаса с учетом всех зеленых территорий города дает большие возможности для создания благоприятной для жизни городской среды.

Подробнее на РБК:
https://trends.rbc.ru/trends/green/5ecfa2679a79475081e84b12

Об авторе:
Ольга Максимова, кандидат географических наук, географ-урбанист